Информация участникам образовательной деятельности об образовательных потребностях учащихся с проблемами по зрению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом

Информация участникам образовательной деятельности об образовательных потребностях учащихся с проблемами по зрению
Лодыгина Ольга, учащаяся 9 «в» класса

АСТИГМАТИЗМ — дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к четкому видению. Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью.
Является одной из разновидностей аметропий. При астигматизме нарушение равномерной кривизны роговой оболочки глаза и/ или хрусталика приводит к искажению зрения. Световые лучи не сходятся в одной точке на сетчатке глаза, как это происходит в нормальном глазу, в результате на сетчатке формируется изображение точки в виде размытого эллипса, отрезка или «восьмерки». В некоторых случаях изображение вертикальных линий может казаться нечетким, в других горизонтальные и диагональные линии выявятся вне зоны фокусировки. Астигматизм часто развивается в раннем возрасте (обычно вместе с дальнозоркостью и близорукостью) и обычно сформировывается уже после первых лет жизни.

Симптомами астигматизма является понижение зрения, иногда видение предметов искривленными, быстрое утомление глаз при работе, головная боль. При одном из способов окончательно подтверждение получают после расширения зрачков раствором атропина и проведения скиаскопии (теневой пробы). Метод диагностики изобрел французский офтальмолог Эмиль Жаваль.

Типы астигматизма
• Простой астигматизм
o Простой дальнозоркий
o Простой миопический (близорукий)
• Сложный астигматизм
o Сложный дальнозоркий
o Сложный миопический (близорукий)
• Смешанный астигматизм

Распространенность – У большинства людей встречается врожденный астигматизм до 0.5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.
Диагностика- Астигматизм легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с темными параллельными линиями – вращая такой лист, астигматик заметит, что темные линии размываются, то становятся четче.
Лечение — Постоянное ношение очков с астигматическими линзами.
Правильный подбор очков в ранние сроки полностью решает проблему.
Педагогическая поддержка в специализированном детском саду понимается как система коррекционной работы с детьми, имеющими заболевание — астигматизм, направленная на процесс развития.

Специфика организации занятий с учащимися с диагнозом астигматизм.

Учащиеся с нарушением зрения (астигматики) ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира — они плохо видят отдаленные объекты: высотные дома, движущие предметы, птиц на деревьях, самолет в небе, демонстрационный материал на доске в классе и т.д. Поэтому, чтобы обеспечить учащимся благоприятные условия для обучения, необходимо:
1. Создавать соответствующие условия для зрительного восприятия;
2. Оптимально использовать наглядные пособия;
3. Подходить к обучению индивидуально, учитывая специальные методы и принципы обучения:
а.) Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития;
б.) Комплексный подход (клинико-физиологический, психолого- педагогический) к диагностике и коррекционной помощи;
в.) Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, методики подгруппового обучения;
Для зрительного восприятия благоприятны такие условия:
 достаточная освещенность помещения,
 удобное размещение детей за партой,
 расположение наглядного пособия,
 соответствующая длительность зрительных нагрузок,
 организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
Помещение должно быть достаточно освещено. В понятие достаточной освещенности входит яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения.
Чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у учащихся с астигматизмом страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, искаженное видение объектов, удвоение предметов и т.д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистические изображения. Следует учитывать, что дети с диагнозом астигматизм значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам — наглядное пособие всем детям с диагнозом астигматизм давать в руки. Рассматривать индивидуальный материал на расстоянии 30-35 см от глаз. На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.
Для рисования хорошо использовать мольберты.
Доска должна быть покрашена в темно- зеленый свет и не иметь бликов.
При показе практических действий: прописывание элементов букв и цифр, вырезание, лепка, конструирование и др. педагог приглашает детей к себе, чтобы они видели, как выполняется работа. Однако не следует использовать образцы и показ постоянно, т.к. это может привести к снижению умственной активности и самостоятельности детей.
Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация и самим демонстрируемым материалом.
У детей со смешанным астигматизмом нередко наблюдается диплопия – удвоение предметов. Дети зрительно утомляемы. Им необходимы физкультминутки. Хорошо организовать картотеку с упражнениями для глаз (чтобы настроить глаз для работы вблизи, улучшить кровообращение глаза, снять напряжение).
Учащимся с астигматизмом трудно соединить элементы при письме, линии в чертежах и рисунках, часто роняют ручки, карандаши, т.к не видят границы стола, парты и других плоскостей. Пособия, таблицы должны быть с четким, выделенным контуром.
Важнейшим охранно-гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок. Соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными функциональными возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.
Режим зрительных нагрузок как рациональная организация зрительного труда многоаспектен. Он предполагает:
• чередование работы глаз с их отдыхом;
• целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;
• создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания,
наблюдения объектов внешнего мира;
• подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумлённости фона и т.д. с целью сохранения
достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного
напряжения.

Рекомендации по организации обучения
детей с ОВЗ по зрению

Астигматизм у детей — врожденный дефект зрения.
Астигматизм связан нарушением формы хрусталика или роговой оболочки глаза. Если кривизна хрусталика или роговицы нарушена, лучи света не фокусируются на одной точке на сетчатке. В результате оптических фокусов становится два, причем ни один из них не расположен там, где нужно. Из-за расфокусированности изображения зрительные образы астигматик воспринимает искаженными, расплывчатыми.
Многим людям свойственен так наказываемый физиологический астигматизм, при котором разница преломления составляет не больше 0,5 диоптрий. Такая оптическая погрешность самим человеком не ощущается и в коррекции не нуждается. Говорить об астигматизме как о заболевании мы можем, если разница преломления составляет 1 диоптрию и больше.
Астигматизм у детей обычно обусловлен врожденными причинами. На почве врожденного астигматизма может развиться еще один дефект зрения — амблиопия («ленивый глаз»). Поскольку ребенок с рождения воспринимает зрительные образы искаженно, нейроны, отвечающие за зрение, не развиваются и не функционируют в полном объеме.
Амблиопия не корректируется очками или линзами, потому что проблема тут не в глазах, а в зрительной коре головного мозга. Поэтому очень важно вовремя выявить астигматизм у детей и начать лечение, чтобы не допустить развития амблиопии и окончательного падения зрения.
Основные его симптомы— понижение зрение, искривление и раздвоение предметов при восприятии. Ребенок постарше может жаловаться на быструю утомляемость глаз и головные боли.
Для коррекции астигматизма используются очки с астигматическими линзами. Такие линзы имеют цилиндрическую форму, у них разная кривизна по вертикали и горизонтали. В большинстве случаев астигматизм у детей сочетается с дальнозоркостью или близорукостью, поэтому его компенсируют сферо-цилиндрическими линзами. Вместо очков можно использовать соответствующие контактные линзы, но в детском возрасте лучше отдать предпочтение очкам.
По рекомендации окулиста можно использовать и хирургические методы (кератотомию, термокератокоагуляцию, лазерную коагуляцию, эксимерный лазер) позволяющие вылечить астигматизм у детей. Но такую операцию можно проводить, только если астигматизм не сочетается с другими проблемами с глазами (рубцами на поверхности глазного яблока, патологиями сетчатки и т.п.). К тому же, сначала нужно вылечить амблиопию, если она есть, а уже потом делать хирургическую коррекцию для исправления оптики роговицы.
Ребенка с астигматизмом нужно обязательно поставить на учет к офтальмологу. Обычно дети с такой патологией зрения посещают офтальмолога как минимум дважды в год. Если ребенок носит очки, нужно своевременно менять ему оптику в соответствии с ростом глаза. Развитие зрительной системы продолжается примерно до 16 лет, поэтому все это время нужно контролировать его.
Астигматизм у детей не прогрессирует, в отличие от других офтальмологических заболеваний. Но все равно важно держать его под контролем, чтобы не допустить развития сопутствующих нарушений зрения (близорукости, дальнозоркости, амблиопии). Поэтому ребенок должен соблюдать все рекомендации офтальмолога. Дома за этим должны следить родители, в школе — учителя.
http://strana-sovetov.com/kids/common/4898-child-astigmatism.html

Зрение в школе. Что важно знать родителям об особенностях детей с нарушениями зрения при обучении в школе.

КАК ЗАЩИТИТЬ ГЛАЗА РЕБЕНКА?
Для всех детей школьного возраста очень важно проходить обследование у врача-офтальмолога не реже одного раз в 6 месяцев. Своевременная диагностика поможет вовремя выявить снижение остроты зрения, определить причины зрительных изменений. Снижение остроты зрения может быть как оптическим дефектом (дальнозоркость, астигматизм, близорукость), так и может быть связано с заболеванием глаз (косоглазие, воспалительные и дистрофические процессы)

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКА?
Объем офтальмологического обследования детей школьного возраста включает в себя определение оптической силы глаза, соответствие оптической силы глаза возрасту, осмотр глазного дна и определение бинокулярности глаз. Кроме этого, проводится биомикроскопия (осмотр оптических сред глаза под микроскопом), а также по показаниям осуществляется контроль внутриглазного давления.

КОГДА НАЗНАЧАЕТСЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ?

При выявлении изменений оптической силы глаза врач проводит более детальное обследование зрения и осуществляет подбор очковой коррекции. Выписка очков у детей обязательно должна проводиться в три этапа — определение рефракции с узким зрачком, на фоне закапывания капель, расширяющих зрачок, и проверка остроты зрения в изготовленных очках. Высокая точность подбора очков у детей приводит к повышению остроты зрения, увеличению качества зрения, предупреждению прогрессирования близорукости и уменьшению случаев развития слабовидения.

КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ?
В школе дети с наличием нарушений зрения и отсутствием необходимой коррекции (с помощью очков) могут испытывать трудности в усвоении программного материала и попасть в число неуспевающих. Учебная деятельность детей в таких случаях может характеризоваться замедленным темпом выполнения всех заданий, особенно письменных, низкой успеваемостью написания «под диктовку» учителя и списывания с доски. Дети с отсутствием необходимой коррекции могут делать большое количество графических ошибок, пропускать буквы, искажать окончания слов. При работе с текстом могут долго искать нужную часть предложения, чтобы подчеркнуть в слове орфограмму. У них может страдать техника и качество чтения: они часто могут «терять» строку.

Именно поэтому не только родителям, но и часто учителю, необходимо знать особенности зрительного анализатора ребенка, а также рекомендации и назначения врача-офтальмолога в зависимости от выявленных заболеваний.

МИОПИЯ (БЛИЗОРУКОСТЬ)
Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно расплывчатое восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, низко наклоняют голову при чтении, письме, рассматривании предметов. Также при близорукости уменьшается скорость восприятия информации ребенком.
Миопия высокой степени с наличием дистрофических изменений сетчатки накладывает ограничения на занятия физкультурой и спортом. Данный диагноз является показанием к занятиям в специализированной группе с ограничениями в выполнении прыжков, резких наклонов, подъема тяжестей.

ГИПЕРМЕТРОПИЯ (ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ)
У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный обзор объекта. При наличии скрытой дальнозоркости возникает спазм аккомодации, который может быть причиной возникновения головных болей и болей в глазных яблоках после зрительной нагрузки на близком расстоянии.

АСТИГМАТИЗМ
Если у ребенка астигматизм, при разглядывании далеких предметов он обычно наклоняет или поворачивает голову в сторону, щурится, гримасничает. Школьники с данным диагнозом при написании и чтении часто путают некоторые буквы (например, ш,б,м,ы), низко наклоняются при работе на близком расстоянии. Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединить элементы букв, линий в рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

КОСОГЛАЗИЕ
При наличии косоглазия (отсутствии бинокулярного зрения) ребенок не может правильно разместить буквы, составить фигуры, затруднено рисование графических объектов.

ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ
При наличии воспалительных заболеваний глаз (увеитах, аллергических кератитах) с вялотекущим течением противопоказаны занятия физкультурой. Также противопоказано проведение профилактических прививок.

ЗА КАКОЙ ПАРТОЙ СИДЕТЬ?
В России практически во всех школах идет «борьба» за первые и вторые парты. При этом, ребенок, имеющий высокую остроту зрения в очках, должен сидеть на любой парте любого ряда – это своего рода тренировка для глазодвигательного аппарата. При наличии косоглазия очень важно, чтобы ребенок в школе сидел на любой парте среднего ряда.

Всем родителям необходимо помнить, что обследование зрения ребенка у детского офтальмолога в течение учебного года необходимо проходить регулярно в каждом возрасте.

Комментировала Космирова Надежда Ефимовна,
главный врач клиники «Косма», врач-офтальмолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *