ИСЧЕЗНУВШИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ

С самого детства нас учат тому, что свою профессию мы должны выбирать раз и навсегда. Но что делать тем, чья профессия с каждым годом становится всё менее востребованной? Плавать в безденежье или всё же стараться переучиться на другую, более перспективную и прибыльную профессию? Сейчас, в наше время технологий и открытий, рождаются несовместимые с обычным понятием профессии, те самые профессии будущего, которые обещают лет так через 20 стать обычными и привычными для нашего слуха. Например, как вам фантастическое название «ГМО-фермер» или «Оператор медицинских роботов»? И, поверьте, таких профессий в ближайшее время станет гораздо больше!

Ещё каких-то 100-200 лет назад существовали такие профессии, от которых сейчас и след простыл:

ПЛЕВАЛЬЩИК

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали.

Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие,

в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто

невозможно.

Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых

почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

КОСАРИ

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.

КОРОБЕЙНИКИ

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

СКОМОРОХИ

Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

ПЛАКАЛЬЩИЦЫ

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

 ЯМЩИКИ

Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

ФОНАРЩИКИ

Сегодня освещение на улице воспринимается, как нечто обыденное, но раньше вместо электрических лампочек использовался огонь. И для обеспечения улицы светом в темное время суток приходилось нанимать фонарщиков. Каждый вечер эти люди зажигали фонари, используя специальные палки, утром – гасили. Профессия не требовала особых умений, однако необходимо было обладать выносливостью: фонарщику приходилось преодолевать внушительные расстояния, обслуживая вверенную территорию.

БУРЛАКИ

Появление пароходов поспособствовало исчезновению профессии бурлаков. Бурлаками называли наемных рабочих в России XVI-начала XX веков, которые, идя по берегу, тянули при помощи бечевы речные суда против течения. Работа была сезонная: лодки тянули весной и осенью. Труд бурлаков был очень тяжел и монотонен. Скорость передвижения зависела от силы ветра. В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через него проходила четвертая часть всего российского бурлачества. Бурлак — человек, предназначенный для работ в качестве тягловой силы, тянувший речное судно при помощи бечёвки вдоль берега.  После появления пароходов с двигателями тяжелый труд бурлака стал ненужным. Остались лишь напоминания об этой нелегкой профессии благодаря картине Репина «Бурлаки на Волге».

ЧИСТИЛЬЩИК ОБУВИ

Довольно востребованная в начале прошлого века профессия. Грязь, слякоть и пыль – на улицах без них не обойтись. А, как все знают, люди высшего общества (дворяне, аристократы и т.п.) позволить себе прогуливаться в запачканной обуви не могли. Для этого слоя общества на улицах городов в многолюдных местах часто было подготовлено кресло. Рядом с ним сидел мальчишка, который в руках держал несколько щеток, крем и бархатную тряпку. Он за несколько минут натирал ботинки до абсолютной чистоты. В наше время грязь, слякоть и пыль с улиц и дорог никуда не делись, а вот чистильщик обуви нынче не востребованы.

ВОДОВОЗ

В древние времена эта профессия была достаточно высокооплачиваемой и почётной. Не секрет, без воды нельзя и дня протянуть. В наши дни при наличии централизованного водопровода это элементарно – повернул кран, и у тебя потекла струя воды. А тогда жители деревень, да и городских окраин испытывали явную нехватку животворящей влаги. И единственным спасением в этом всём был водовоз, наполнявший бочку водой и развозивший ее на телеге, собирая с жителей немалые деньги.